Ирина Локтионова Команда Баланса
Спасибки: +4624
с : 26.12.2011 Сообщений: 13277 Город, область: Алматы
|
Добавлено: Сб Мар 02, 2019 01:17:46 Заголовок сообщения: |
|
|
Лотос, в следующий раз, цитируя чьи-то ответы, давайте, пожалуйста, ссылку на источник.
Аналогичный ответ был дан в блоге бывшего министра МТСЗ https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/533092
Процитирую полностью вопрос и ответ (выделения мои).
Вопрос говорит: |
Добрый день, Мадина Ерасыловна, В связи с внесением изменений в Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» прошу Вас дать разъяснения о порядке исчисления обязательных пенсионных взносов налоговыми агентами при выплате физическим лицам доходов по договорам гражданско-правового характера.
Налоговые агенты - юридические лица, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор).
Согласно п. 1 статьи 25 Закона «О пенсионном обеспечении в РК» для налоговых агентов обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов.
В разъяснении, предоставленном на сайте ЕНПФ по данной ссылке: https://www.enpf.kz/ru/about/press-center/news/?ELEMENT_ID=4649 указано следующее:
Прежде всего, если одной из сторон договора ГПХ является налоговый агент, к которым относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор), то именно они становятся агентами по уплате ОПВ с доходов, выплачиваемых физическим лицам, в том числе фрилансерам. При этом размер взноса должен составлять 10% от получаемого дохода, но не менее 10% от минимального размера заработной платы (МРЗП) и не выше 10% от 50-кратного МРЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Согласно редакции пункта 4 Статьи 25 Закона:
Для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не менее 10 процентов от МРЗП и не выше 10 процентов 50-кратного МРЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Таким образом, по моему мнению, размер ОПВ, не менее 10 % от МРЗП, применяется к обязательным пенсионным взносам в свою пользу, оплачиваемых физическими лицами, получающих доходы по договорам ГПХ самостоятельно.
Такое же положение установлено в пункте 5 Статьи 25 Закона, и минимальный размер в размере 1 МРЗП установлен согласно Закона для исчисления ОПВ по договорам ГПХ, оплачиваемых физическими лицами в свою пользу.
Для налоговых агентов, поскольку они производят удержание ОПВ из доходов физического лица и оплату ОПВ в пользу физического лица объектом для исчисления должен являться доход, установленный в пункте 1 статьи 25 Закона.
Прошу разъяснить, положениями какого нормативно-правового акта следует руководствоваться налоговому агенту при исчислении ОПВ по договорам ГПХ, так как пункты 4 и 5 статьи 25 Закона, устанавливающие минимальный размер ОПВ 10 % с 1 МРЗП, для налогового агента не применимы. |
Ответ говорит: |
Уважаемая Марина!
Законом Республики Казахстан от 26.12.2018 года № 203-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» внесены изменения касательно порядка уплаты обязательных пенсионных взносов (ОПВ) с доходов физических лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера.
В реализацию Закона разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» (далее – проект постановления), который направлен на согласование в заинтересованные государственные органы и аккредитованные организации. Внесение проекта на рассмотрение Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан планируется до конца февраля 2019 года.
Согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 24 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон) от уплаты ОПВ в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются физические лица, работающие по трудовому договору, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами.
При этом, за физическими лицами, выполняющими работы/услуги по договорам ГПХ заключенным с физическими лицами сохраняется право участвовать в накопительной пенсионной системе путем самостоятельной уплаты ОПВ в свою пользу.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 28) статьи 1 Закона в качестве агента по уплате ОПВ за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), рассматриваются налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, которые на сегодняшний день выступают налоговыми агентами исчисляющие и уплачивающие индивидуальный подоходный налог обязаны уплачивать ОПВ за физических лиц, выполняющих работы/услуги по договорам ГПХ.
Таким образом, уплата ОПВ юридическими лицами за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) производится юридическим лицом в размере 10% из доходов физического лица.
При этом, ОПВ устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Минимальный размер заработной платы является одной из конституционных гарантий граждан Республики Казахстан (статья 28 Конституции Республики Казахстан), в связи с чем установлены минимальные ограничения дохода, принимаемого для исчисления ОПВ («не менее» 10 процентов от минимального размера заработной платы).
Вместе с тем, вопрос минимального ограничения на доход по уплате обязательных пенсионных взносов по договорам гражданско-правового характера рассматривается Министерством в рамках совершенствования пенсионной системы. |
Вопрос составлен очень грамотно и в нем уже содержится ответ, достаточно его внимательно прочитать. Но опубликованный ответ не выдерживает никакой критики.
1) Буквально третьем предложении ответа упоминается проект постановления Правительства, который я цитировала в посте 12 и если бы автор ответа сам его бы прочитал, то возможно изменил бы свое мнение.
2) Единственный и совершенно конкретный вопрос: "Прошу разъяснить, положениями какого нормативно-правового акта следует руководствоваться налоговому агенту при исчислении ОПВ по договорам ГПХ, так как пункты 4 и 5 статьи 25 Закона, устанавливающие минимальный размер ОПВ 10 % с 1 МРЗП, для налогового агента не применимы." - отвечающий просто-напросто игнорирует и тупо копипастит набор цитат из предыдущих ответов в блоге и на сайте МТСЗ.
3) К чему тут приплели Конституцию, вообще непонятно. Речь ведь идет об исчислении ОПВ не с зарплаты, а с договоров ГПХ, и никаких конституционных гарантий для граждан РК относительно минимальной оплаты по договорам ГПХ Конституция не устанавливает.
4) Ну и, наконец, последняя фраза (о том, что вопрос минимального ограничения на доход по уплате обязательных пенсионных взносов по договорам гражданско-правового характера рассматривается Министерством в рамках совершенствования пенсионной системы) совершенно ни к чему, потому что этот вопрос уже рассмотрен и решен в проекте постановления Правительства, в который автор ответа не удосужился заглянуть.
И все остальные подобные ответы оставляют впечатление набора стандартных фраз, которые отвечающие клерки, не задумываясь, копипастят из других ответов, периодически вставляя в них для пущей важности фразы про Конституцию и тому подобное.
|
|