|
Реализация земельных участков - объект налоговых споров
|
|
#1 Ср Окт 10, 2007 18:43:45
|
Сообщить модератору
|
|
База знаний http://balans.kz/viewtopic.php?p=61096#61096
Мнения специалистов в области обложения НДС при реализации земли
Заместитель председателя Правления ПАО «Коллегия аудиторов» Н.В. Скала
Консультант ПАО «Коллегия аудиторов» В.И. Скала
За все время действия Налогового кодекса РК, наиболее серьезные конфликты между налоговыми органами РК и налогоплательщиками относительно применения норм ст. 226 НК РК от 12.06.01г. №209-I возникали трижды, и все они носили юридический характер, т.е. причиной разногласий являлось неоднозначное толкование терминов и правильность применения норм Гражданского законодательства РК к налоговым правоотношениям.
Первый случай возник с момента введения НК РК в действие в 2002г., когда государственные учреждения были включены в категорию плательщиков НДС, согласно ст.207 НК РК и все операции, проводимые ими от имени государства, в т.ч. и предоставление прав собственности на земельные участки, признавались оборотами, облагаемыми НДС.
С 1.01.03г. государственные учреждения вообще были исключены из категории плательщиков НДС.
Второй случай обнаружился так же в 2002г., когда согласно п.2 ст.226 НК РК стоимость реализации земельных участков была исключена из необлагаемых оборотов по НДС, т.к. этим пунктом предусматривалось освобождение только «предоставление права владения и пользования…», без права распоряжения, при этом на практике повсеместно и в массовом порядке, стоимость продажи земельных участков учитывалась как освобожденный оборот, что поддерживалось и разъяснениями МГД РК до 20.11.2002г.
С 1.01.03г. в п.2 ст. 226 НК РК были внесены изменения в части, предусматривающей освобождение от НДС предоставление права собственности (владение, пользование и распоряжение)земельным участком, т.е. их продажу, в редакции, действующей до настоящего времени.
Третий случай выявился в 2004г., когда документами, подтверждающими первую реализацию построенного или реконструированного здания жилищного фонда, считался только Акт приема в эксплуатацию, а не Договор купли-продажи недвижимости первичным собственником, в связи с чем, при любом способе капитального строительства, бухгалтерская операция по закрытию счета 126 «незавершенное строительство» и признанию созданного актива ОС или ТМЗ у собственника считалась первой реализацией и включалась в облагаемый оборот по НДС.
С 1.01.05г. пп.1 п.1 ст.226 вообще исключен из НК РК.
В 2007г. правильность толкования и применения нормы п.2 ст.226 НК РК в очередной раз подвергается ревизии.
Так, в апреле месяце 2007г. аудиторская компания «Spectre audit» публикует свое мнение по вопросу применения п.2 ст.226 НК (ББ №15, апрель 2007г.), согласно которому термины «предоставление» и «передача» в свете норм ст.22-23 Земельного Кодекса РК от 20.06.03г. № 442-II, имеют различное смысловое значение и как следствие делается вывод, что в освобожденные от НДС обороты должны включаться операции по предоставлению(отчуждение, реализация, продажа) земельных участков в собственность Покупателям, только государством.
Все остальные сделки, проводимые собственниками по отчуждению прав собственности на земельные участки будут считаться как передача прав собственности и поэтому их договорная стоимость должна облагаться НДС, т.к. п.2 ст.226 НК РК оперирует термином «предоставление», а не термином «передача».
Далее, в мае месяце 2007г. выходят два разъяснительных письма НК МФ РК по этому вопросу – письмо от 1.05.07г. № НК-УМ-2-17/5404 и письмо от 25.05.07г. № НК-УМ-2-17/5420, в которых излагается прямо противоположное мнение, чем в письме от 20.11.2002 года № НК-УМ-07-2-18/10922, письме от 22.08.05г. № НК-УМ-2-17/7925 и несколько иное, чем у аудиторов, т.е.:
«Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы Земельного кодекса, при предоставлении права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения земельным участком осуществляется передача права собственности на земельный участок непосредственно государством на основе актов государственных органов.
На основании вышеизложенного, освобождение от налога на добавленную стоимость, предусмотренное пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса распространяется на предоставление права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения земельным участком непосредственно государством на основе актов государственных органов. Реализация земельного участка на основе гражданско-правовых сделок облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке».
Такой вывод специалистов НК МФ РК и сравнение его с мнением специалистов аудиторской компании окончательно запутывает ситуацию и незамедлительно требует выработки единого подхода налогоплательщиков и налоговых органов при применении нормы п.2 ст. 226 НК РК.
В связи с вышеизложенным, считаем необходимым изложить свою точку зрения по вопросу применения п.2 ст.226 НК РК, которая может быть принята в качестве аналитической информации при подготовке доказательной базы, в случае возникновения конфликтных ситуаций в практической деятельности предпринимателей.
Обоснование того, что норма п.2 ст. 226 НК РК применяется ко всем собственникам земельных участков, являющихся плательщиками НДС, а термины «предоставление» возмездное, «передача» возмездная, «реализация», «продажа» являются синонимами, может быть в трех обособленных вариантах.
1. Первый вариант основывается на том, что нормы статьи 226 НК РК, в т.ч. и пункта 2 распространяются только на плательщиков НДС, к которым государственные учреждения не относятся.
В связи с этим, в первую очередь необходимо определить юридический и налоговый статус «государства», как одну из сторон гражданских и налоговых правоотношений в операциях с земельными участками.
• Так, ст.111 ГК РК от 27.12.94г. №268 определяет:
«Республика Казахстан не является юридическим лицом. Однако она, как особый субъект, обладает всеми правами субъекта гражданских правоотношений и ограничена в правосубъектности только принятым ею законодательством».
Это означает, что для осуществления различного рода гражданских сделок и принятия решений Республика Казахстан или государство (в дальнейшем «РК») на основании Конституции РК, своими актами наделяет полномочиями и поручает осуществлять эти функции, создаваемым ею республиканским и местным исполнительным государственным органам.
К таким органам, действующим от имени РК, по управлению республиканской собственностью признаются Парламент, Президент, Правительство, республиканские исполнительные органы (министерства, государственные комитеты и т.п.).
Республиканские государственные органы обладают юридическим статусом государственного учреждения, согласно ст.105 ГК РК.
Однако, имея полномочия представителя РК, они могут выступать не только как органы государственной власти или управления от имени РК, но и как юридические лица- учреждения, от своего имени.
• Государственные функции относительно управления коммунальной собственностью, РК делегировала органам административно-территориальных единиц (область, район).
Статьей 112 ГК РК определяется:
«Административно-территориальная единица не является юридическим лицом. Однако она, как особый субъект, обладает всеми правами субъекта гражданских правоотношений и ограничена в правосубъектности только действующим законодательством».
Для выполнения функций государственного управления на местах в административно-территориальных единицах создаются местные исполнительные государственные органы.
К таким органам власти и управления, имеющим право выступать в гражданском обороте от имени административно-территориальной единицы, относятся маслихаты, аким, территориальные органы исполнительной власти (областные отделы юстиции, областные финансовые управления, территориальные комитеты по управлению государственным имуществом, государственные земельные комитеты и т.п.).
Местные государственные органы обладают юридическим статусом государственного учреждения, согласно ст.105 ГК РК.
Однако, имея статус представителя государства на местах, они могут выступать не только как государственные органы от имени административно-территориальной единицы, но и как юридические лица-учреждения, от своего имени.
Документами по реализации функций представителей государственной власти от имени РК являются – Постановления, Решения и Приказы, т.е. акты государственных органов.
Документами, оформляющими гражданско-правовые отношения государственных учреждений являются – Договоры гражданско-правового характера.
Таким образом, уполномоченные государственные органы, выступая в гражданско-правовых сделках как юридические лица в ОПФ - государственные учреждения и Поверенные первичного собственника, ни при каких условиях не могут быть плательщиками НДС, согласно пп.1 п.1 ст.207 НК РК. и обороты по их сделкам не должны признаваться облагаемыми в соответствии с п.1 ст.212 НК РК, при этом продажа товаров, т.е. предоставление(передача) прав собственности на товар, от имени Доверителя производится только на основании договоров гражданско-правового характера, а не на основании актов государственных органов.
Вполне очевидно ,что Законодатель не мог принимать норму п.2 ст.226 НК РК специально для сделок, совершаемых только государственными учреждениями, в то время как они и так, не признаются плательщиками НДС в силу ст.1 и ст.207 НК РК.
Следовательно, нормы ст.226 НК РК должны применяться только плательщиками НДС, признанными таковыми, в соответствии с нормами ст.207-208 НК РК, при этом нет смысла исследовать соотнесение понятий «передача» и «предоставление» с субъектами-собственниками земельных участков и наименованиями документов, которыми оформляется смена собственности.
2. Второй вариант, это вариант терминологического исследования текста перевода НК РК на официальный язык, в аспекте которого было высказано мнение аудиторов и специалистов НК МФ РК, т.к. первый вариант не дает достаточной информации для понимания возникшей проблемы с толкованием терминов.
Так, пункт 2 ст.226 НК РК устанавливает:
«Предоставление права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения земельным участком и (или) аренда земельного участка, в том числе субаренда, освобождаются от налога на добавленную стоимость, за исключением платы за предоставление земельного участка для парковки или хранения автомобилей, а также иных транспортных средств».
Проведем краткий анализ выделенного предложения на соответствие его смыслового выражения и соответствия нормам действующего законодательства РК, т.е. рассмотрим только предоставление прав собственности на земельный участок, что согласно п.26 ст.10 НК РК называется реализацией (продажей) земельного участка, в следующем порядке и последовательности.
• Так как, Налоговый Кодекс РК не описывает понятие термина «предоставление», то на основании п.3 ст.10 НК РК обращаемся к другим нормативным актам Гражданского законодательства РК и литературе, применяемой Законодателем в процессе подготовки и принятия законов.
Таким нормативными актами могут быть Земельный Кодекс РК от 20.06.03г. № 442-II, Гражданский Кодекс РК и Толковые словари русского языка.
• Земельный Кодекс четко разграничивает две группы имущественных прав - право собственности и право землепользования на земельные участки, т.е.:
«право распоряжения землей - юридически обеспеченное право государства определять юридическую судьбу земли на территории Республики Казахстан, а также право частного собственника совершать в отношении своего земельного участка сделки, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан» (п.31 ст.1);
«право частной собственности на земельный участок - право граждан и негосударственных юридических лиц владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им земельным участком на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом» (п.32 ст.1);
«право землепользования - право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение определенного срока (временное землепользование) на возмездной и (или) безвозмездной основе» (п.30 ст.1).
Глава 3 «Право собственности на землю» Земельного Кодекса устанавливает нормы, регулирующие земельные отношения между собственниками и третьими лицами, при этом различая особенности следующим образом:
- нормы ст.20,21 и 22 (общие) относятся ко всем собственникам земельных участков не выделяя при этом, государственного или частного собственника;
- нормы ст.25 определяет условия реализации прав частной собственности на земельные участки;
- ст.27 определяет условия реализации прав государственной собственности на земельные участки.
Глава 4 «Право землепользования» Земельного Кодекса устанавливает условия реализации прав землепользования, предоставляемых без отчуждения прав собственника, т.е. при реализации этих прав собственник не меняется.
• Таким образом, нормы ст.22 Земельного Кодекса, которые приняты специалистами НК МФ РК для обоснования своего мнения, предусматривают только возможность возникновения и оформления прав на земельный участок в различных комбинациях применимых в равной степени, как для государства, так и для частного собственника, а не только для государства, как указывается в письмах.
«Статья 22. Возникновение права собственности на земельный участок
1. Право собственности на земельный участок возникает путем:
1) предоставления права собственности;
2) передачи права собственности;
3) перехода права собственности в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).
2. Предоставление, передача и переход права собственности должны осуществляться с учетом целевого назначения земельного участка.
3. Право собственности на земельный участок возникает на основе:
1) актов государственных органов;
2) гражданско-правовых сделок;
3) иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан».
Из содержания этой статьи следует, что как государство, так и частный собственник имеет возможность предоставить и (или) передать право собственности на земельный участок или право землепользования, другому лицу, но только государство может оформлять такой переход, как своим Постановлением, Решением или Приказом, т.е. государственным актом, так и путем заключения Договоров гражданско-правового характера.
Частный собственник, так же имеет возможность предоставить и (или) передать право собственности или право землепользования другому лицу, но только на основании Договоров гражданско-правового характера, действуя на основании ГК РК, согласно ст.25 Земельного Кодекса РК.
При этом, возникновение соответствующих прав у сторон сделок подтверждают различного рода документы, оформляемые, в зависимости от характера операции, т.е.:
«правоустанавливающие документы на земельный участок - документы, на основании которых возникают у граждан и юридических лиц соответствующие права на земельный участок (право частной собственности, право землепользования, сервитуты и другие вещные права на земельный участок).
К правоустанавливающим документам относятся правовые акты исполнительных органов о предоставлении права на земельный участок, договоры купли-продажи (мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка) и решения судебных органов о признании права частной собственности на земельный участок, права землепользования и иных вещных прав на землю»(п.33 ст.1);
«правоудостоверяющие документы на земельный участок - документы, отражающие идентификационные характеристики земельного участка и выдаваемые уполномоченным органом по земельным отношениям собственникам земельных участков и землепользователям на основании правоустанавливающих документов.
К правоудостоверяющим документам относятся акт на право частной собственности на земельный участок, акт на право постоянного землепользования и акт на право временного (возмездного, безвозмездного) землепользования»(п.34 ст.1).
• Кроме этого, п.2 ст.226 НК РК, так же, прямо не указывает на применимость нормы только к государственному собственнику, а включает операции всех возможных собственников и различную степень передачи прав, путем включения союзов «и (или)» при одном условии, что они являются плательщиками НДС в соответствии с нормами ст.207-208 НК РК.
Следовательно, доказательство-ссылка, представленное в письмах НК МФ РК и состоящее из механического соединения предложений пп.1 п.1, пп.1 п.3 и пп.2 п.1 и пп.2 п.3 ст.22 Земельного Кодекса РК и соотнесения его с термином «предоставление», указанным в п.2 ст.226 НК РК, без расшифровки его понятия, представляется совершенно необоснованным.
• Продолжая исследование происхождения и содержания терминов «предоставление», «передача», «реализация» и «продажа» и применение их в целях налогообложения, используем нормы Земельного Кодекса РК, п.4 ст.3, ст 6 ГК РК и ст.18 Закона РК «О нормативных правовых актах» от 24.03.98г. №213-I.
Так, ст. 27 Земельного Кодекса определяет конкретные условия реализации прав владения, пользования и распоряжения и прав землепользования государственной собственностью.
«Статья 27. Реализация права государственной собственности
Земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, могут быть:
1) проданы или переданы безвозмездно в частную собственность;
2) предоставлены в постоянное или временное землепользование;
3) реализованы в иных правовых формах в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законодательными актами Республики Казахстан или международными договорами».
Следуя нормам этой статьи, земельные участки, находящиеся в государственной собственности могут быть проданы или переданы безвозмездно в частную собственность или предоставлены в землепользование.
При этом, пункт 1 ст.32 и п.1 ст.33 главы 4 Земельного Кодекса устанавливают соответственно:
«Предоставление права землепользования означает наделение лица правом землепользования непосредственно государством».
«Передача права землепользования означает наделение лица правом землепользования другим землепользователем».
Каких-либо других понятий терминов «предоставление» и «передача» ни общая ст. 12, ни специальная Глава 3 Земельного Кодекса РК, ни другие нормативные акты РК не предусматривают.
Следовательно, понятия главы 4 возможно применять только в случаях операций с правами землепользования, но не с правами собственности.
• В таком случае возникает необходимость обратиться к толкованию терминов в источниках страны их происхождения, выбирая те их значения, которые наиболее отвечают смысловому выражению исследуемых предложений, так как согласно п.2 ст.18 Закона РК «О нормативных правовых актах»:
«Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии».
Так «Большой толковый словарь современного русского языка». Д.Н.Ушаков. Москва, Альта-Принт, 2006г. толкует исследуемые термины следующим образом:
Предоставить - 1 значение « Дать в пользование, дать кому-нибудь возможность обладать кем(чем)»;
2 значение «Дать возможность что-нибудь сделать, чем-нибудь распорядиться».Стр 769.
Передать – 7 значение «Отдать, уступить что-нибудь свое другому, уделить от своего другому. Передать кому-нибудь свои права на имущество». Стр. 672.
Отдать – 2 значение «Предоставить (свое) в распоряжение другого,уступить, подарить»;
4 значение «Продать.Заплатить за купленное». Стр. 627.
Продать – 1 значение «Отдать за определенную плату». Стр. 804.
«Словарь русского языка». С.И.Ожегов. Изд. «Советская энциклопедия», Москва 1995г. предлагает аналогичное толкование:
Предоставить – 1 значение «Отдать кого( что) кому-нибудь. Отдать в распоряжение, пользование». Стр. 532.
Передать – 5 значение «Отдать во владение, т.е. передать свои права на что-нибудь». Стр. 459-460.
Отдать – 1,5 значение « Отдать кого( что) кому-нибудь. То же, что продать».Стр. 428-429.
Продать – 1 значение «Отдать кому-нибудь за плату».Стр. 559.
При этом, п.3 ст.9 Земельного Кодекса РК предусматривает:
«Предоставление земельных участков из государственной собственности в частную производится на возмездной основе путем продажи единовременно либо в рассрочку по решению местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) в пределах его компетенции по предоставлению земельных участков….
То есть, один из вариантов предоставления государственных земельных участков в частную собственность, является их продажа (реализация) по решению государственного органа, но на основании договора купли – продажи, т.е. гражданско-правового документа.
• При анализе значений терминов «предоставление», «передача», «реализация» и «продажа» в целях налогообложения выявляется их смысловая взаимосвязь, т.е.:
Так п.26 ст.10 НК РК определяет:
«реализация - отгрузка товаров, выполнение работ и предоставление услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача заложенных товаров залогодержателю».
А ст.211 НК РК оперирует одновременно всеми рассматриваемыми терминами, причем в универсальном понятии их значения, т.е.:
«Статья 211. Оборот по реализации товаров (работ, услуг)
1. Применительно к товару оборот по реализации означает:
1) передачу прав собственности на товар, в том числе:
продажу товара;
................................................
безвозмездную передачу товара;
................................................
передачу товара работодателем наемному работнику в счет заработной платы;
................................................
2-1) передачу имущества в финансовый лизинг;
................................................
4) передачу заложенного имущества (товара) залогодателем в случае невыплаты долга;
................................................
2. Оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара, в том числе:
1) предоставление имущества во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды);
2) предоставление прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе передаваемых в качестве вклада в уставный капитал».
При этом, общим для всех сделок, обозначаемых этими терминами является то, что в результате их происходит смена собственника и перевод прав владения, пользования и распоряжения новому собственнику.
Таким образом, сравнительный анализ значений позволяет установить, что термины: «предоставление» на возмездной основе, «передача» на возмездной основе, «реализация» и «продажа» в версиях НК РК, ГК РК и Земельного Кодекса РК на официальном языке - это слова синонимы и их понятия равнозначны по смысловому значению.
Поэтому применение п.2 ст.226 НК РК зависит не от наименования термина или вида документа, которым будет оформлена смена собственника, а от налогового статуса Собственника.
3. Третий вариант обоснования базируется в большей степени на профессиональном суждении, однако на наш взгляд он представляется наиболее логичным в настоящее время, учитывая, что исследуемые термины используются в Земельном Кодексе и Налоговом Кодексе довольно бессистемно и в различных статьях не имеют четкого толкования их значений.
• Так, рассматривая значение терминов «предоставление» и «передача» в их словарном понятии и в контексте некоторых норм ГК РК, НК РК и Земельного Кодекса можно сформулировать, что эти два термина обозначают разные этапы одной операции по отчуждению или временной передаче прав собственности, т.е.:
Предоставление права, т.е. предоставление возможности другому юридическому или физическому лицу приобрести какие-либо права или вещи – юридическое действие, обозначающее добровольное согласие собственника на временный перевод или отчуждение прав владения, пользования и распоряжения, по отдельности или в любой комбинации, на другое физическое или юридическое лицо путем выражения этой воли в правоустанавливающих документах.
Передача права – фактическое действие собственника, направленное на передачу объекта прав и(или) перевод прав собственности путем непосредственной передачи вещи или оформления передаточной надписи, передаточного акта, коносамента, накладной или подготовки и регистрации других правоудостоверяющих документов.
Как известно, наличие правоустанавливающих документов, предоставляющих возможность приобретения имущества: договора или акта исполнительных государственных органов еще не означает вступление в права собственности, т.к. эти акты могут быть и не исполнены по разным причинам.
Поэтому необходимо провести еще процедуры закрепления и перевода этих прав на потенциального собственника в установленном законодательством порядке, путем оформления правоудостоверяющих документов и физической передачи вещей и (или) приравненных к ней документов на бумажных носителях.
Нормы статьи 238 ГК РК для всех случаев такого рода устанавливают общие правила возникновения момента прав собственности у приобретателя, следующим образом:
«Статья 238. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору.
1.Право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором.
2.Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает с момента регистрации или нотариального удостоверения, а при необходимости как нотариального удостоверения, так и государственной регистрации договора с момента его регистрации».
При этом условия передачи определены ст.239 ГК РК:
«Статья 239. Передача вещей
1.Передачей признается вручение вещей приобретателю, а равно сдача транспортной организации для отправки приобретателю и сдача на почту для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
2.Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента. К передаче вещей приравнивается передача коносамента или иного распорядительного документа на вещи».
• Таким образом, предоставление прав владения, пользования и распоряжения земельным участком от любого собственника другому собственнику или временному землепользователю требует:
- оформление правоустанавливающих документов в виде Актов органов государственного управления и (или) Договоров гражданско-правового характера при реализации участка в частную собственность государством;
- оформление правоустанавливающих документов в виде Договоров гражданско-правового характера при реализации участков частными собственниками, любым другим Приобретателям.
После оформления документов, предоставляющих права, необходимо оформить документы, подтверждающие факт передачи земельного участка. Такими документами являются, согласно ст.43 Земельного Кодекса РК:
«Документами, удостоверяющими право на земельный участок, выдаваемыми уполномоченными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения), являются:
при частной собственности на земельный участок - акт на право частной собственности на земельный участок;
при постоянном землепользовании - акт на право постоянного землепользования;
при временном возмездном землепользовании - акт на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды);
при временном безвозмездном землепользовании - акт на право временного безвозмездного землепользования.
Правоудостоверяющие документы на земельный участок должны содержать идентифицирующие сведения, необходимые для целей ведения земельного и правового кадастров».
После получения правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов следует зарегистрировать права в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 25 декабря 1995 года № 2727 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На этом процедура предоставления и передачи прав новому собственнику завершается.
Изложенное позволяет достаточно уверенно утверждать, что термины «предоставление» и «передача», используемые совместно могут обозначать два этапа одного процесса по отчуждению и приобретению прав собственности и (или) землепользования земельным участком, при этом права, как нематериальный актив – «предоставляются», а земельный участок, как материальный носитель этих прав – «передается».
Следовательно, нет оснований искать различия в их значениях и понимать п.2 ст.226 НК РК следует, как реализация земельных участков собственниками, являющимися плательщиками НДС.
4. Новое письмо специалистов налогового комитета РК по этому вопросу от 2.09.07г. №НК-УМ-2-17/9557 на наш взгляд, может поставить точку в этом споре, т.к. предоставило налогоплательщику простой и понятный вариант обоснования правильности применения ими п.2 ст. 226 НК РК, т.е. освобождение облагаемого оборота от НДС при реализации земельных участков вторичными собственниками.
Примечательно то, что этот аргумент логично вписывается даже в версию НК МФ РК, построенную на первоначальном неверном посыле (см. статью «Реализация земельного участка – объект налоговых споров», журнал «Учет и аудит Казахстана» №2), но в конечном итоге дающей такой же результат, как и предлагаемые варианты.
Вариант, упомянутый в письме рассматривает толкование терминов анализируемых норм версий НК РК и Земельного кодекса РК на государственном языке, т.е.:
«Вместе с тем следует отметить, что установлено несоответствие текстов пункта 2 статьи 226 Налогового кодекса на государственном и русском языках.
Так, пункт 2 статьи 226 Налогового кодекса на государственном языке предусматривает освобождение от НДС передачи прав собственности, а не предоставление права собственности, что означает распространение освобождения в том числе и на сделки гражданско-правового характера (купля-продажа, дарение, мена и др.), а также передачу права собственности на земельный участок по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан».
То есть, то, что и следовало доказать, т.к. ст. 9 Закона РК от 11.07.97г. №151 «О языках в РК» однозначно устанавливает следующее:
«Статья 9. Язык актов государственных органов
Акты государственных органов разрабатываются и принимаются на государственном языке, при необходимости, их разработка может вестись на русском языке с обеспечением, по возможности, перевода на другие языки».
А п.4 ст.2 НК РК предупреждает:
При наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы настоящего Кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, приоритет толкования нормативных актов на государственном языке очевиден и должен использоваться сторонами и третьими лицами, в случаях конфликтов перевода, а несоответствие аутентичности текстов п.2 ст. 226 НК РК на государственном и официальном языках в данном случае не имеет значения.
К тому же, учитывая доказательства второго варианта, представленного в статье, нет необходимости вносить какие-либо изменения в НК РК, т.е. применение понятий ГК РК и Земельного Кодекса РК и соотнесение их к п.2 ст.226 НК РК в версиях на государственном языке, также как и в версиях на официальном языке сопоставимы и дают одинаковый результат.
В заключение следует напомнить, что право на официальное толкование нормативных актов в РК имеет только один орган – Конституционный Совет, согласно ст.45 Закона РК от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах», т.е.:
Статья 45. Государственные органы, осуществляющие официальное толкование нормативных правовых актов
1. Конституционный Совет Республики Казахстан дает официальное толкование норм Конституции.
2. Официальное толкование подзаконных актов дают органы или должностные лица, их принявшие (издавшие).
Разъяснительные письма государственных органов, аудиторов и других специалистов в т.ч. НК МФ РК, выражают индивидуальное мнение, адекватны определенному уровню квалификации и могут учитываться судами согласно Нормативного постановлением Верховного Суда РК от 23.06.2006г. № 5 «О судебной практике применения налогового законодательства», пункт 1 которого устанавливает:
«Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 16 Налогового Кодекса органы налоговой службы вправе в пределах своей компетенции осуществлять разъяснения и комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств. Такие разъяснения и комментарии, в том числе уполномоченного государственного органа, не относятся к нормативным правовым актам. Они подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам налогового законодательства».
Алматы 2007 г.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#2 Ср Окт 17, 2007 15:41:42
|
Сообщить модератору
|
|
У меня вопрос. Вот если мы решили продать земельный участок числившийся на балансе предприяти, что с НДС? облагается? или освобождается?
Вопрос перенесен с другой темы.. ЗаБияка
Внимательнее смотрите в какой ветке задаете вопрос
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
Натали
Нерезидент Баланса
|
|
|
|
#4 Пт Ноя 09, 2007 18:38:38
|
Сообщить модератору
|
|
Привет!
Наше ТОО решило продать производств. базу (зем. участок и строения) у меня вопрос - каким документом переходит право собственности покупателю - земельным актом или техпаспортом. Нужно для высталения сч/фактуры и акта приема-передачи.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
Zo.ki.na
Нерезидент Баланса
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#7 Чт Ноя 06, 2008 15:55:54
|
|
|
Нерезидент Баланса
Нерезидент Баланса говорит: |
почему я должна платить НДС при реализации земельного участка по с/с, если я его приобретала без НДС?? |
На Ваш вопрос,имеется ответ в виде Письма Налогового комитета МФ РК от 25 мая 2007г.№ НК-УМ-2-14/5420 "Относительно применения п.2 ст.226 НК".
С ув.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
Ведмедь
Нерезидент Баланса
|
|
|
|
#8 Сб Ноя 29, 2008 09:37:01
|
Сообщить модератору
|
|
Zo.ki.na
Режим налогообложения ТОО какой?
Если УПР то 3% от суммы реализации, если ОУР то надо будет считать разницу м/у ценой приобретения и реализацией так вроде.
Добавлено спустя 1 минуту 16 секунд:
Расчет по налогу на землю на уменьшение сумм сдали?
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#10 Сб Фев 28, 2009 21:39:14
|
Сообщить модератору
|
|
В свете нового Налогового кодекса: что делать с реализацией земельного участка (от ТОО к ТОО), проданного в ноябре 2008г. Нужно ли начислять НДС?
У меня лично при рассмотрении получилось 2 варианта.
1. Если читать Закон о введении НК - то пп.2 ст.226 )старый кодекс)утратил силу 01.01.2003г. То есть никакого освобождения в 2008г. не предусмотрено.
2. Есои читать ст.249 Нового кодекса - то как бы освобождение от НДС предусмотрено.
Кто и как понимает этот вопрос?
Я запуталась.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#11 Сб Фев 28, 2009 21:58:06
|
Сообщить модератору
|
|
А как решен этот вопрос сейчас?
Письмом МГД этот вопрос был отложен до введения нового НК.
У меня все равно нет ответа на него. Как же все-таки правильно поступить с оборотами по приобретению з/у в 2008г? счет нам выставлен с НДС.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
olga-tyo
Нерезидент Баланса
|
|
|
|
#13 Вт Мар 03, 2009 11:54:36
|
Сообщить модератору
|
|
Коллеги, подскажите, пожалуйста!
Крестьянское хозяйство - плательщик единого земельного налога -продало часть земли по стоимости выше покупной, платим ли мы подоходный налог?
Спасибо.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
Cайт взаимодействует с файлами cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера. 2006-2024 Hosting hoster.kz
|